Ассоциация ЮрБизнес Консалтинг - регистрация фирм, готовые фирмы, юридические услуги, сертификация, лицензирование и т.д.

Контакты

Наши координаты

Интерактив

Юридическая косультация он-лайн!

Готовые фирмы

Покупка готовой фирмы
Готовые фирмы - интернет-магазин

Услуги по регистрации

Регистрация фирм
Регистрация фирм за рубежом
Ликвидация фирм
Регистрация индивидуального предпринимателя
Регистрация филиалов и представительств российских компаний
Регистрация филиалов и представительств иностранных компаний
Регистрация акционерных обществ
Регистрация некоммерческих организаций
Реорганизация предприятий
Регистрация и ликвидация - обзорные статьи и документы

Лицензирование

Лицензирование - общие положения
Строительные лицензии
Туристические лицензии
Разрешение на трудовую деятельность
Юридические услуги / лицензирование

Лицензирование

Общие положения

Одной из форм государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является лицензирование.

В соответствии со ст.49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, а именно пункт1 ст. 17 ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо и индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, по закону не более 5 лет, а также определяет условия ее осуществления. Лицензия выдается конкретному юридическому лицу, где указывается наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, место нахождения/жительства хозяйствующего субъекта/гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Необходимо иметь в виду, что содержащийся в законе перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не является исчерпывающим, поскольку его действие не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами Российской Федерации (банковская, страховая деятельность и т.п.).

Лицензирование видов деятельности осуществляют федеральные министерства и ведомства, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Если лицензирование осуществляют органы субъектов РФ, а вы решили заниматься вашей деятельностью на территории другого субъекта, то вам необходимо уведомить данные органы.

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, комплект документов, включающий заявление о выдаче лицензии, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, свидетельство налогового органа о постановке на учет, документ, подтверждающий оплату сбора, документ, подтверждающий на каком основании вы пользуетесь или владеете недвижимым имуществом. Представление иных документов, в зависимости от специфики соответствующего вида деятельности, может быть предусмотрено в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности, которое утверждается Правительством РФ.

Ранее на практике лицензирующие органы отказывали в выдаче лицензии в том случае, когда устав юридического лица не включал перечень видов деятельности, для осуществления которой требовалась лицензия. Эта проблема была решена постановлением Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (п.18). Поскольку коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью, то, следовательно, коммерческой организации не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.

Лицензии выдаются на определенный срок, в зависимости от специфики вида деятельности, отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.173 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является, согласно ст.61 ГК РФ, основанием для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда.

Получив лицензию на определенный вид деятельности, будьте готовы к тому, что ведомство, выдавшее ее, придет к вам с проверкой. Такое право лицензионным структурам предоставил Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 12).
Требования к лицензионным проверкам установлены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" на такие проверки не распространяется.

Перед началом проверки инспекторы должны предъявить вам свои служебные удостоверения и документ, подтверждающий право на проверку. Как правило, это предписание. Но может быть и распоряжение, приказ, задание и т.д. Название значения не имеет. Главное, чтобы этот документ был подписан руководителем лицензирующего ведомства (его заместителем) и заверен печатью.
В предписании (распоряжении, приказе и т.д.) указывают сроки проверки, Ф.И.О. инспекторов, название и адрес проверяемой фирмы.

Лицензионные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки проводятся один раз в год или в два года. Периодичность зависит от вида деятельности. Например, аптеки можно контролировать не чаще одного раза в два года (п. 12 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности от 1 июля 2002 г. N 489). А фирмы, занимающиеся перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, - не чаще одного раза в год (п. 10 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом от 10 июня 2002 г. N 402).
Внеплановые проверки проводятся, чтобы проверить, устранила ли фирма нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.
Но это не единственная причина. С внеплановым визитом контролеры могут прийти, если получат информацию от фирм, предпринимателей, граждан, государственных структур о том, что лицензиат нарушает требования и условия лицензии.

Периодичность внеплановых проверок не ограничена.
Продолжительность проверки, так же как и ее периодичность, зависит от вида деятельности. Но в любом случае не может быть больше 45 дней. Максимальный срок установлен для проверки аудиторских фирм (п. 9 постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности").
Если же фирма занимается перевозками автомобильным транспортом, туристической, фармацевтической, медицинской деятельностью, то проверка не может длиться более 15 дней. Так сказано в положениях о лицензировании этих видов деятельности.
Продолжительность проверки ветеринарных лечебниц не должна превышать одного месяца. А значит, если она началась 8 июля 2003 года, то закончиться должна не позднее 8 августа 2003 года.

Проверка фирм, занимающихся оценочной деятельностью, не может длиться больше 30 календарных дней (п. 7 Положения о лицензировании оценочной деятельности от 7 июня 2002 г. N 395).
По окончании проверки контролеры составляют акт, в котором фиксируют все выявленные нарушения.
Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается проверяемой фирме.
Если вы с актом не согласны, можете написать в нем свои замечания (так могут сделать руководители фирм, занимающихся медицинской, фармацевтической, туристической деятельностью) или письменно представить в лицензирующее ведомство свои возражения. Например, фирма, занимающаяся оценкой, может представить свои возражения в течение семи дней.

Если нарушений не выявлено, инспекторы ограничатся одним актом. Но такое бывает редко. Чаще контролеры оформляют еще и решение (или предписание). В нем они выносят нарушителю предупреждение и указывают, что и в какие сроки нужно устранить. А если нарушения очень серьезные или фирма их не устранила, контролеры могут принять более суровые меры. Об этом читайте ниже.
Если фирма неоднократно или грубо нарушает требования и условия лицензии, лицензирующее ведомство может приостановить ее действие.
В срок не более шести месяцев фирма должна нарушения устранить. Если это не сделано, контролеры вправе обратиться в суд, чтобы лицензию аннулировать. Так сказано в статье 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Фирма, устранив нарушения, обязана уведомить об этом лицензирующее ведомство. Получив уведомление и проверив его, контролеры действие лицензии возобновляют.

Обратите внимание: плата за возобновление не взимается. Срок действия лицензии на время приостановки не продлевается.
Если фирма в течение трех месяцев не заплатит лицензионный сбор, контролеры могут аннулировать ее лицензию без обращения в суд.
Обо всех своих решениях проверяющие обязаны письменно уведомить лицензиата в течение трех дней.
Но это еще не все последствия проверки. Обнаружив нарушения требований и условий лицензии, контролеры вправе составить протокол и направить его в суд.
Судья может оштрафовать:
фирму - на сумму 30 000 до 40 000 рублей;
ее руководителя или предпринимателя - на сумму от 3000 до 4000 рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).
Если же фирма или предприниматель вообще работают без лицензии, суд по инициативе лицензирующего ведомства может назначить им более высокий штраф и конфисковать продукцию, реализуемую без лицензии.
Штраф составит:
для фирмы - от 40 000 до 50 000 рублей;
для ее руководителя или предпринимателя - от 4000 до 5000 рублей (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Если Вы решили заняться видами деятельности, которые требуют специального разрешения государственных органов, то обращайтесь к нам. Во-первых, мы Вам поможем получить лицензию; во-вторых, решить проблемы; в-третьих, гарантируем , что проверяющие инспектирующие органы не смогут усомниться в «законности» и «чистоте» вашей лицензии.

Создание сайта - ARTinForm
CMS - система NetFlex
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Интернет-статистика Адрес: Москва, ул. Марксистская, 3, (бизнес-центр Планета), четвертый этаж
Тел: +7 (495) 620-46-37.
E-mail
: info@jbka.ru
JBKA.RU - готовые фирмы, регистрация фирм, ликвидация фирм, сертификаты, лицензии...